Серия «Тайный Город» — Вадим Панов (www.t-grad.com)
- «Войны начинают неудачники»
- «Командор войны»
- «Атака по правилам»
- «Все оттенки чёрного»
- «И в аду есть герои»
- «Наложницы ненависти»
Люди не могут без объяснений. Если что-то из того, что их окружает, не имеет названия, они начинают переживать. Они чувствуют себя неудобно и неловко, пока не придумают набора слов для обозначения происходящего. Эта тяга человечества к мифотворчеству известна давно. Однажды люди придумали богов. Но их выдуманное всевластие и всезнание раздражало людей все больше и больше по мере того, как человечество взрослело. Эпоха богов-учителей, богов-наставников ушла в прошлое. Согласитесь, обидно считать, что-то, что недоступно тебе только потому, что ты человек, доступно другому по праву рождения! Новому, современному человеку нужны новые мифы. И не только затем, чтобы встроить в него современную атрибутику и символику, типа компьютеров, автомобилей и фондовых бирж. Новые мифы нужны в первую очередь для того, чтобы доказать среднему человеку его исключительность и важность для мироздания.
Собственно, цикл книг Вадима Панова о Тайном городе и его обитателях и является одним из удачных примеров такого современного мифа. Легко и красиво написанный текст знакомит читателя с древними и могущественными расами, населяющими город Москву наряду с обычными москвичами. Дома Чудь, Людь и Навь владеют Источниками, сила которых позволяет им пользоваться магией. Но, тем не менее, главными героями цикла являются вовсе не представители этих Великих Домов, а обычные «челы»- так они именуют людей. Как известно всякому русскому человеку «Богатые тоже плачут». Со своими многочисленными проблемами Великие Дома далеко не всегда могут справиться самостоятельно.
Как и положено антропоцентрическому мифу, центральная линия сюжета посвящена нашим с вами согражданам и современникам: прошу любить и жаловать — Кортес, бывший представитель спецслужб, Яна — красавица-брюнетка и Артем — бывший офисный служащий. Как видите, подборка команды героев оригинальностью не блещет: опытный наставник, новичок и девушка, к которой оба испытывают некоторую симпатию. Это беспроигрышный вариант, при котором впрямую читателю ничего не объясняется — все рассказывается мало что понимающему новичку, а личные качества героев показываются через призму их несложных взаимоотношений. При том, что автор отличается довольно высокой «плодовитостью» — не так давно вышла шестая книга серии — романы не кажутся одинаковыми, продолжение не кажется хуже предыдущих вещей… Хотя суть у них примерно одна и та же — возникает проблема, заключается контракт на большую денежку и проблема ликвидируется силами наёмников. Попутно оные наёмники учат уму-разуму Великие Дома, которые им не платят. Впрочем, эффекта «мыльной оперы» не наблюдается, каждый роман вполне читабелен в отрыве от других книг серии. Сюжеты и их обрамление интересны сами по себе.
Весьма оригинальным и новым мне лично показался образ главных врагов Тайного Города — гиперборейцев — древней цивилизации мутантов-наркоманов, ненавидящих всех и вся, и из этого черпающих магическую силу.
В самом деле, если вы еще не читали этих книг, то я настоятельно советую это упущение исправить. В том мире, где живет большинство людей сегодня, нет места ничему необычному. Мы поглощены работой, ремонтом, родственниками и т.д. Ни на что другое нам не остается уже ни сил, ни времени. А ведь хочется, хочется иногда, чтобы на нас сосредоточилось внимание вселенной, чтоб от нас зависели судьбы мира… Собственно, именно это и происходит с Артемом. А так как Панов явно хорошо знает город и его «особенные» места, читая романы, ты невольно начинаешь верить написанному. Ты вспоминаешь что, да, есть такой бар, и такие высотки на Вернадского, отделенные от проспекта забором и интересные полным отсутствием поясняющих табличек на входе. А потом, гуляя по Москве, ловишь себя на том, что внимательно рассматриваешь людей вокруг и пытаешься понять, у кого из них «два сердца».