http://www.knigoboz.ru/ |
Книга для тех, кто уже с «балалайкой» в голове.
«Балалайка», если кто не знает — «чип беспроводного подключения к информационной сети, вставляемый во вживленный в голову разъем». Так в словарике к книжке разъясняется. В общем, киберпанковый такой прибамбас. Зачем разъем вживлять в голову — не совсем понятно, ибо наука сегодня значительно опередила фантастику: пока я читал книгу, пришло сообщение, что японцы разработали технологию RedTacton, позволяющую передавать данные прямо по поверхности кожи со скоростью, которую сегодня обеспечивают широкополосные каналы доступа в Интернет. Поцеловались — и перекачали друг другу любимые песни. Пожали руки — обменялись паролями.
Но разъем в голову — куда как страшнее. Панов, надо признать, мастер нагнетать ужасы. Но не все так плохо в том мире: во-первых (бальзам на сердце обывателя), Америки больше нет: на ее месте — какие-то третьеразрядные опереточные государства; во-вторых, Россия все же сохранилась, пусть и крепко покоцанная. Но утешения в этом мало — на самом деле миром правят транснациональные корпорации, в том числе и с русскими именами (к примеру, «Хруничев»). Обосновались они в «Анклавах» — экстерриториальных свободных экономических зонах, где правит капитал, а капиталисты, совсем по Марксу, во имя прибыли готовы на любое преступление. Один из таких анклавов называется Москва. С Россией (столица которой — Санкт-Петербург) эту Москву связывают только экономические отношения. В интернет-форумах первая реакция на новую серию была почти физиологической: «страшно», «гнетущая атмосфера», «противно». «Депрессивная, жестокая и грустная книга» — так восприняли «Анклавы» читатели. Было бы неверно, однако, воспринимать «Московский клуб» как социальную антиутопию, киберпанк или мистический триллер — хотя автор и активно использует элементы этих жанров. Первоисточник образной системы «Анклавов» — комикс и восходящая к комиксу линия голливудских блокбастеров. Всякая сцена легко раскладывается на «кадры» — и, подобно комиксу, не требует для понимания логики. Круто — следовательно, логично, и этого достаточно. Из комикса родом и картонные герои — всесильный Мертвый — шеф службы безопасности анклава «Москва», выступающая сугубо в страдательном залоге красотка Петра, наводящий ужас благородный убийца Олово и неуловимый хакер Чайка.
Перед нами — самый натуральный трэш, и если с чем сравнивать «Анклавы»так с алимовскими «Двуллерами». Только Панов не играет в постмодернизм — он, кажется, действительно верит в свою призрачную футурологию. Возможно, вывод этот слишком поспешный, но вялое, сдобренное скудными попытками «психологизации» героев начало «Московского клуба» наводит на мысль, что Панов вначале думал написать несколько иную книгу. Но где-то после полусотни страниц картонные ребята с балалайками в головах взяли автора в оборот — и заставили играть по своим правилам. У автора остался единственный инструмент — сюжет. Все фигуры были расставлены настолько верно, что плоские персонажи смогли действовать единственно возможным образом — и партия получилась лихая. Пусть мир Панова — мировая помойка: как бы тошно вам ни было, дочитаете, не отрываясь до последней страницы.
«Книжное обозрение»